Монументальное искусство по своему замыслу рассчитано на массовое восприятие. Его произведения являются неотъемлемой частью нашей жизни, которая всё больше, в условиях давящей современности, проходит на бегу. В силу этого обстоятельства, воздвигнутые на площадях, улицах, в парках, выступающие частью общественных зданий, творения, часто не получают должного внимания граждан.
На сегодняшний день, благодаря серьёзной работе администрации города Мурманска, в Заполярной столице открывается много новых памятников. Немало сил уходит не только на создание нового культурного наследия, но и на сохранение уже существующего.
Но так ли заметно то, что в принципе не заметить невозможно?
Само понятие «монументальное искусство» происходит от латинского слова «moneo», которое означает «напоминаю». И, прошу прощения за игру слов, сегодня мне хочется напомнить о некогда очень известном в нашем городе художнике-монументалисте, Герасимове Вячеславе Алексеевиче. Самые известные работы, выполненные по его эскизам: монументальные керамические панно, украшающие торцы жилых домов на Кольском проспекте в Первомайском округе г. Мурманска, и стела, установленная на въезде в город.
Будущий художник родился в 1938 году в Нижнем Новгороде в семье директора школы и учительницы математики.
В первый же год Великой Отечественной войны отец пропал без вести, а мать вскоре умерла. Трое детей – Слава и две его сестры попали в детский дом.
Несмотря на действительно тяжёлое детство, всем им удалось многого добиться в жизни. Младшая сестра стала балериной «Большого театра» оперы и балета в Минске, средняя – мастером крупнейшего завода «Беларусь», получила Орден Ленина.
Сам Вячеслав Алексеевич окончил Нижегородское граверное художественное училище, и, будучи талантливым учеником, был направлен на дальнейшее обучение в Одесское художественное училище, по окончании которого, по распределению, мог бы стать директором художественной школы.
Но рискнул, и не зря, проявив сильный решительный характер, – поступил на вновь открываемый тогда престижный факультет монументальной живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. К слову сказать, на одно место было тридцать соискателей, а принимали всего пятерых.
По окончании училища прекрасное распределение – главным художником гостиничного комплекса «Ленинград». Но и тут Вячеслав Алексеевич делает неожиданный выбор – уезжает в сурово встретивший его, город Мурманск. Он – художник – монументалист в Мурманском отделении «Союза художников РСФСР».
На художника сразу обрушивается масса заказов на большие промышленные объекты. Хочется остановиться на одном из них подробнее: те самые пять 9-ти этажных домов 305 микрорайона в Первомайском округе. Впервые в практике мирового строительства – крупномасштабное монументальное панно в промышленном исполнении – живописная керамика, обжиг которой производился на Мурманском домостроительном комбинате при участии главного архитектора застройки, Феликса Таксиса.
В Сборнике «Мурманск в музыке и камне», который в своё время выпустил Фонд «Варзуга», есть статья члена Союза художников России Николая Ковалёва о творческом пути Герасимова. Вот что он пишет:
«Вячеслав Герасимов, окончив училище имени Мухиной, работал в Мурманске по своей специальности – монументальная живопись. Однажды ему достался крупный интересный заказ – оформление брандмауэров нового жилмассива в Первомайском районе.… Не обошлось, конечно, без ущемления замысла художника: размеры цветовых пятен были сокращены с целью уменьшения затрат. А жаль… Совершенной свободы автор, разумеется, не имел, и у него, конечно, были консультанты по тематике оформления. К тому времени в нашем крайне политизированном советском монументальном искусстве сложились определённые каноны и приёмы. Вырываться за их рамки всегда означало «завалить заказ», быть отстранённым от работы. У Вячеслава Герасимова хватило таланта и осмотрительности довести заказ до реализации. Он создал архитектурно-дизайнерскую сюиту, которая, к сожалению, продолжения не имела».
Вячеслав Алексеевич был и остаётся единственным монументалистом в Мурманской области. Но после себя художник также оставил немало живописных работ, которые хранятся в частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Нижнего Новгорода и др.
Доподлинно известно, что в эскизном исполнении остались: памятник погибшим морякам в годы ВОВ, в рисунках и набросках женский лиричный памятник «Ждущей». И кто знает, как мог бы выглядеть, полюбившийся жителям города, монумент женщинам, умеющим ждать, если бы Вячеслав Алексеевич дожил бы до реализации этого замысла.
25 октября 2018 года Вячеславу Алексеевичу – ровеснику Мурманской области, могло бы исполниться 80 лет. Может быть, однажды и он, как талантливый живописец и художник – монументалист, удостоится чести быть увековеченным в одном из новых памятников нашего города, которому он посвятил 30 лет своей жизни.
В память о художнике в «Выставочном зале г. Мурманска» (ул. Октябрьская, д. 22), в день рождения автора, начнёт свою работу небольшая по размеру, но не по значению, выставка, у посетителей которой, в прямом и переносном смысле этого слова, будет возможность прикоснуться к истории.
В экспозиции можно увидеть эскизы к монументальным работам, рисунки, зарисовки, эскизные разработки к проектам и др.
Гербина Мария Александровна, менеджер по культурно-массовому досугу
МБУК «Выставочный зал г. Мурманска»
_________________________
Выставочный зал города Мурманска выражает благодарность жене художника, Любавкиной Евгении Леонидовне, за предоставленную информацию и материалы к выставке.